Белтейн — кельтский праздник: волшебное время начала лета и смены темной половины года

Праздник кельтов — Белтайн: время порога и цветов

Слышишь – это шорохи в кронах дубрав.
Слышишь – это музыка духов лесных.
Слышишь – зовущее пение трав.
Слышишь – оживают чудесные сны.

Здравствуйте, друзья!

Не знаю, как у вас, а у нас тут уже лето во всю чувствуется. Днем жарковато, солнышко припекает, а вечера просто божественны: свежие и ароматные. Неудивительно, май почти уже наступил, а канун мая имеет особое ритуальное значение во многих культурах.

А раз май не за горами, значит пришло время для очередного витка Колеса года, на этот раз, поворот будет на лето. С заката 30 апреля по закат 1 мая будет отмечаться древний кельтский праздник — Белтейн.

* Кстати, германские народы примерно в это же время отмечают Вальпургиеву ночь.

У меня особое отношение к нескольким праздникам языческого Колеса года: к Самайну, Йолю и, вот, Белтейну. Волшебное время! Нет, я не праздную, просто впечатляюсь древнейшими традициям =)

В общем, в этой статье мы с вами вспомним историю праздника, его древнейшие традиции, и попробуем разобраться, что это еще за такой праздник, и почему его многие так сильно не любят.

Белтейн: что это?

Белтайн (Бельтейн, Бельтан, Beltine, Bilfire, Belfire, La Luain Bealtaine (ирл.), La buidhe Bealltuin (шотл.); Shenn Laa Boaldyn (мэнкск.), Calan Haf (валл.), Майский день, Ночь Костров, Канун Лета) – праздник порога, знаменующий не только смену времен года (весны на лето), но и смену темной половины года, начавшейся на Самайн, его светлой половиной. Но ключевая цель празднования, все-таки, была — умилостивить богов, чтобы они подарили хороший урожай и плодовитость.

Ко всему прочему, в некоторых кельтских племенах отсчитывать год начинали именно с Белтайна. Как бы там ни было, это магическое время любви, радости и счастья. В это верят до сих пор.

Что касается названия праздника, то ученые не пришли к единому мнению по этому поводу, версий, как бывает в таких случаях, много. Одни из самых распространенных ниже.

  1. Белтейн чаще всего переводят, как «огонь Бела» («огонь» - по-валлийски tan, по-шотландски tuin, по-гэльски tine, по-бретонски tan).
    • А кто же такой Бел? Его обычно отождествляют с Беленосом, кельтским богом, чье имя переводится как «сверкать» или «блестеть». Но тут есть нюанс, Беленос – божество только галльских кельтов, а Белтейн — общий праздник для всех кельтских племен.

    • Есть еще одно божество - Биле (Бели), муж богини Дану. Но и с ним есть некоторые нестыковки, по легендам, Бельтайн уже во всю праздновали, когда племена богини Дану пришли в Ирландию.

    • По еще одной версии Бель - дед Мила, основателя рода Сынов Мил Эспейна – но тогда получается, что Бель совсем не кельтское божество (да и божество ли?). В этом случае, все совсем становится странным, почему тогда ему кельты посвятили один из самых крупных своих праздников?

    • Однако, по мнению некоторых исследователей Бел – это финикийский Баал.

    • Но если учитывать всю древность этого кельтского праздника, то самая вероятней всего он связан с именем Балора, чье имя происходит от индоевропейского корня bhel – «вспыхивать», «сверкать», «поражать молнией» или от whel – , что значит «имеющий отношение к иному миру».

  2. Вторая версия происхождения названия праздника Бельтейн от гэльского слова beltu, то есть «смерть». А если собрать все воедино, то мы получим «огни смерти». И в данном случае, тут ничего страшного или удивительного, особенно если учесть то, что этот праздник противоположность Самайна, который точно так же делит год на две половины: темную и светлую.
Огни Самайна и Бельтайна, огни темной и светлой половин года, отделяют зиму от лета, очищают и защищают живущих, горят для наступающей части года… и в эти поворотные дни умирают старые огни и загораются новые.

Традиции Белтейна

Традиции этого праздника разные, причем не только от местности к местности, от племени к племени, но и от рода деятельности народов. Так, у народов, которые в основном жили скотоводством, обряды сильно отличаются от тех, кто жил за счет земледелия.

Однако, общие черты характеризующие Белтейн есть и они одинаковы у всех племен:

  1. Во-первых, это затушивание зимних огней и разжигание новых, летних;
  2. Во-вторых, жертвоприношения (как бескровные, так и кровавые);
  3. В-третьих, встреча рассвета нового дня. Это часть культа солнца.

Давайте рассмотрим эти три общих черты подробнее.

Костры Белтейна

Традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам. Причем, как говорят некоторые письменные источники, подобные костры поддерживались очень долго, иногда даже целый год.

Также существуют поверья о «первом огне» Белтейна:

Тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год.

Ну, это у ирландцев. А вообще, как уже говорилось выше, костры Бельтейна в майскую ночь загорались повсеместно на кельтских территориях. И это были ритуальные костры, они складывались из разных деревьев: собирали и связывали в вязанки 9 разных пород древесины. В одной вязанке могло быть по три разных породы дерева и каждое дерево несло в себе определенные символы:

Праздник кельтов — Белтайн: время порога и цветов
  • береза (символизирующая богиню);

  • дуб (бог);

  • ель (рождение);

  • ива (смерть);

  • рябина (волшебство);

  • яблоня (любовь);

  • виноградная лоза (радость);

  • орешник (мудрость);

  • боярышник (чистота, май).

Самый главный костер складывали на какой-либо возвышенности, холме, и он не был единственным: у подножия холма складывали еще несколько костров. Вокруг костра часто выкапывали ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция хорошо сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии.

Ритуальные костры Белтайна зажигали так называемым «чистым способом». Очень часто встречаются упоминая о том, что огонь зажигали от солнечных лучей. Но есть небольшое «но», майские костры зажигались после заката, так что эта версия не самая правдоподобная.

Есть и вторая версия, по который огонь для костров Белтайна добывали при помощи трения. А все остальные способы считались «нечистыми».

Жертвоприношения

Жертвоприношения — неотъемлемая часть многих древних праздников, а их цели в общем и целом, схожи. Если говорить о Белтайне, то цели его жертвоприношений были следующими:

  • увеличение плодородия;

  • защита от злых сил;

  • поддержание мироустройства.

Праздник кельтов — Белтайн: время порога и цветов

Что касается огненных жертв в весенний день, то они были двух типов — кровавые и бескровные.

Кровавые жертвоприношения

Многих наверняка интересует, чья кровь проливалась в эту праздничную ночь? Неужели людей? Есть мнения, что и их тоже, в раннюю эпоху. В «Записках о галльской войне» говорится, что некоторых преступников сжигали живьем внутри плетеного из веток чучела. Но не говорится, что это делалось именно в праздник Белтайн. А вот Тацит утверждает, что плетеное чучело, наполненное людьми сжигали именно в эту майскую ночь.

Но даже если такое и практиковалось, то не повсеместно, а вот обычай приносить в жертву животных, практиковался весьма широко.

Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю.

До наших дней дошли свидетельства о весеннем сжигании овцы живьем. По другим источникам, жертв, все-таки, сначала обезглавливали (обычай Tamnadh, от tamnaid, «обезглавливать»). Впрочем, могло быть и так и так.

Бескровные жертвы

Согласно древнему ритуалу, на Белтайн необходимо было выпечь, так называемый, первомайский пирог. От и до — эта еда ритуальная:

  • тесто для него замешивали без использования посуды;

  • пекли на огне, положив тесто на камень;

  • готовый хлеб нельзя было класть в посуду или на стол, он обязательно должен был оставаться на руках.

Все дело в том, что во время выпечки, эта еда впитывала в себя священную силу огня, а любой искусственный предмет, такой как посуда, мог оттянуть эту силу. Но и это еще не все, часть этого пирога использовалась в жеребьевке (один из его кусочков был с золой). Об этом ниже.

Эта гуманная и интересная традиция позднего периода, когда уже ни о каких кровавых человеческих жертвоприношениях и речи быть не могло. То есть, людская кровь не лилась, но «жертва» все же была, и определял ее жребий среди неженатых. Тот кому он выпадал, становился «избранным» (в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой) прыгал через костер семь раз (некоторые источники говорят, что прыгнуть надо было трижды, или не прыгнуть, а перекатиться) и, как бы, умирал в глазах всей общины. С «жертвой» никто не разговаривал целый год.

Но обычно, когда мы говорим о бескровных жертвоприношениях, то подразумеваем, что-то более или менее съедобное. Например хлеб или лепешки, но это еще не все. Так же в жертву приносили ритуальное зерно, зимние обереги и так далее.

Культ солнца

Вообще, ни разу не новость, что древние обожествляли солнце и жили в единении с природой. Я от статьи к статье возвращаюсь к этой теме. И вот, как раз, встреча рассвета в Белтайн — это часть солнечного культа кельтов. До наших дней дошло огромное количество топонимов, связанных с этой традицией: «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца» и так далее.

Этот обычай сохранился и по сей день, но, конечно, немного видоизменился. Раньше люди приветствовали бога солнца плясками, пением гимнов, кострами и жертвоприношениями. Даже венок с подвешенными к нему шарами (символами Солнца и Луны), который принято надевать на голову — тоже своеобразная форма приветствия.

Всеобщим обычаем, сохранившимся до наших дней, является отголосок обряда встречи восхода солнца. В древности люди встречали Солнечного Бога кострами, плясками, пением гимнов и жертвоприношениями. Разнообразные рожки и трубы сопровождали восход солнца. Солнечную символику мы видим в ирландском обычае надевать на головы венки с подвешенными к ним двумя шарами, символизирующими солнце и луну.

«Искусный во многих ремеслах, Луг,
Великолепен лик его, подобный Солнцу.
Быстро, как ветер весны, он правит лошадьми Мананнана.
Чем, кроме как Солнце, это может быть?
- Это Сияние Длиннорукого Луга!»

Сейчас празднование Белтайна не несет в себе столько ритуальности (если вы не последователь Викки), это обычные гуляния молодежи, сопровождаемые теми же песнями, плясками и кострами.

Прочие традиции

Праздник кельтов — Белтайн: время порога и цветов

Как уже говорилось выше, обрядов и ритуалов, проводимых в майскую ночь множество. Подробно о каждом поговорить не удастся, и даже перечислить их все, вряд ли получится в одно статье. Но я попробую, итак:

  • Белтайн — магическое время, в которое значительно увеличивается целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Практически все растения в этот праздник несут в себе силу плодородия.

  • Боярышник было не принято рвать, ни в коем случая, иначе быть беде (или потере любви). Однако, не во всех регионах, кое-где, именно им украшали жилище.

  • Пороги и подоконники посыпали лепестками и листьями примулы. Также их вешали над дверью, под крышей, раскладывали на дорожке, ведущей к дому и вокруг колодцев. Это делалось для защиты от темных сил.

  • Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считается благотворной, по ней ходили босиком и использовали для умывания. Девушки считали, что такое умывание дарует красоту и здоровье. По первомайской росе прогоняли скот, чтобы защитить его от болезней.

  • Еще один важный ритуал Белтайна — коронование Майских короля или королевы. Вообще, в некоторых источниках говорят о короновании только королевы, но Белтайн — это еще и празднование священного бракосочетания, а значит, королеве без короля никак.

  • Не стоит забывать и про Майский шест, или же Майское дерево, которое очень часто сооружают в этот праздник.

  • Люди дарят друг другу цветы, как символ плодородия, и стараются принести в дом ветвь с распускающимися листочками.

  • Белтайн — это еще и пастушеский праздник, в эти праздничные дни пастухи выгоняли скот на пастбища и проводили защитные ритуалы. Для одного из них пекли для себя специальные овсяные лепешки, круглой или треугольной формы. Кусочки таких лепешек пастух обязательно бросал через плечо в качестве жертвы диким животным, приговаривая:

  • «Брат волк, вот тебе мой хлеб – не тронь моих овец, брат лис, вот тебе мой хлеб, не тронь моих козлят… брат ворон…»
  • Так же, при помощи таких лепешек гадали, их запускали с горки и смотрели, что получится.

  • В старой Ирландии люди верили, что в промежуток между закатом кануна Майского Дня и восходом солнца следующего дня «добрый народец» и разные духи меняют место своего обитания. И их легко можно было встретить.

  • Магия в это время года наиболее могущественна, кое-кто даже считает, что намного могущественнее, чем в Хэллоуин. Возможно именно поэтому вокруг Белтайна собралось столько суеверий и легенд и именно поэтому некоторые эту ночь не любят и даже бояться.

Подытожим

В общем и целом, Белтайн — веселый, светлый праздник, несущий в себе благие посылы. Его любят многие, да и как не любить?! Весенняя ароматная ночь, игривые костры, песни и танцы и встреча солнца. Главное без фанатизма ко всему подходить.

Еще раз напомню, в 2018 году (и во все последующие), Белтайн будут отмечать в ночь с 30 на 1 мая, плюс весь первомайский день, до заката.

На этом, пожалуй, все на сегодня, но об остальном, что касается этого древнего кельтского праздника Колеса года, мы поговорим в цикле статей. Можете подписаться на обновления сайта, а то еще пропустите =)

До встречи, друзья!

Сайт о туризме, культуре, искусстве, истории и традициях Германии и России