Белтейн — кельтский праздник: волшебное время начала лета и смены темной половины года
Слышишь – это шорохи в кронах дубрав. Слышишь – это музыка духов лесных. Слышишь – зовущее пение трав. Слышишь – оживают чудесные сны.
Здравствуйте, друзья!
Не знаю, как у вас, а у нас тут уже лето во всю чувствуется. Днем жарковато, солнышко припекает, а вечера просто божественны: свежие и ароматные. Неудивительно, май почти уже наступил, а канун мая имеет особое ритуальное значение во многих культурах.
А раз май не за горами, значит пришло время для очередного витка Колеса года, на этот раз, поворот будет на лето. С заката 30 апреля по закат 1 мая будет отмечаться древний кельтский праздник — Белтейн.
* Кстати, германские народы примерно в это же время отмечают Вальпургиеву ночь.
У меня особое отношение к нескольким праздникам языческого Колеса года: к Самайну, Йолю и, вот, Белтейну. Волшебное время! Нет, я не праздную, просто впечатляюсь древнейшими традициям =)
В общем, в этой статье мы с вами вспомним историю праздника, его древнейшие традиции, и попробуем разобраться, что это еще за такой праздник, и почему его многие так сильно не любят.
Белтейн: что это?
Белтайн (Бельтейн, Бельтан, Beltine, Bilfire, Belfire, La Luain Bealtaine (ирл.), La buidhe Bealltuin (шотл.); Shenn Laa Boaldyn (мэнкск.), Calan Haf (валл.), Майский день, Ночь Костров, Канун Лета) – праздник порога, знаменующий не только смену времен года (весны на лето), но и смену темной половины года, начавшейся на Самайн, его светлой половиной. Но ключевая цель празднования, все-таки, была — умилостивить богов, чтобы они подарили хороший урожай и плодовитость.
Ко всему прочему, в некоторых кельтских племенах отсчитывать год начинали именно с Белтайна. Как бы там ни было, это магическое время любви, радости и счастья. В это верят до сих пор.
Что касается названия праздника, то ученые не пришли к единому мнению по этому поводу, версий, как бывает в таких случаях, много. Одни из самых распространенных ниже.
-
Белтейн чаще всего переводят, как «огонь Бела» («огонь» - по-валлийски tan, по-шотландски tuin, по-гэльски tine, по-бретонски tan).
-
А кто же такой Бел? Его обычно отождествляют с Беленосом, кельтским богом, чье имя переводится как «сверкать» или «блестеть». Но тут есть нюанс, Беленос – божество только галльских кельтов, а Белтейн — общий праздник для всех кельтских племен.
-
Есть еще одно божество - Биле (Бели), муж богини Дану. Но и с ним есть некоторые нестыковки, по легендам, Бельтайн уже во всю праздновали, когда племена богини Дану пришли в Ирландию.
-
По еще одной версии Бель - дед Мила, основателя рода Сынов Мил Эспейна – но тогда получается, что Бель совсем не кельтское божество (да и божество ли?). В этом случае, все совсем становится странным, почему тогда ему кельты посвятили один из самых крупных своих праздников?
-
Однако, по мнению некоторых исследователей Бел – это финикийский Баал.
-
Но если учитывать всю древность этого кельтского праздника, то самая вероятней всего он связан с именем Балора, чье имя происходит от индоевропейского корня bhel – «вспыхивать», «сверкать», «поражать молнией» или от whel – , что значит «имеющий отношение к иному миру».
-
- Вторая версия происхождения названия праздника Бельтейн от гэльского слова beltu, то есть «смерть». А если собрать все воедино, то мы получим «огни смерти». И в данном случае, тут ничего страшного или удивительного, особенно если учесть то, что этот праздник противоположность Самайна, который точно так же делит год на две половины: темную и светлую.
Огни Самайна и Бельтайна, огни темной и светлой половин года, отделяют зиму от лета, очищают и защищают живущих, горят для наступающей части года… и в эти поворотные дни умирают старые огни и загораются новые.
Традиции Белтейна
Традиции этого праздника разные, причем не только от местности к местности, от племени к племени, но и от рода деятельности народов. Так, у народов, которые в основном жили скотоводством, обряды сильно отличаются от тех, кто жил за счет земледелия.
Однако, общие черты характеризующие Белтейн есть и они одинаковы у всех племен:
- Во-первых, это затушивание зимних огней и разжигание новых, летних;
- Во-вторых, жертвоприношения (как бескровные, так и кровавые);
- В-третьих, встреча рассвета нового дня. Это часть культа солнца.
Давайте рассмотрим эти три общих черты подробнее.
Костры Белтейна
Традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам. Причем, как говорят некоторые письменные источники, подобные костры поддерживались очень долго, иногда даже целый год.
Также существуют поверья о «первом огне» Белтейна:
Тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год.
Ну, это у ирландцев. А вообще, как уже говорилось выше, костры Бельтейна в майскую ночь загорались повсеместно на кельтских территориях. И это были ритуальные костры, они складывались из разных деревьев: собирали и связывали в вязанки 9 разных пород древесины. В одной вязанке могло быть по три разных породы дерева и каждое дерево несло в себе определенные символы:
-
береза (символизирующая богиню);
-
дуб (бог);
-
ель (рождение);
-
ива (смерть);
-
рябина (волшебство);
-
яблоня (любовь);
-
виноградная лоза (радость);
-
орешник (мудрость);
-
боярышник (чистота, май).
Самый главный костер складывали на какой-либо возвышенности, холме, и он не был единственным: у подножия холма складывали еще несколько костров. Вокруг костра часто выкапывали ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция хорошо сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии.
Ритуальные костры Белтайна зажигали так называемым «чистым способом». Очень часто встречаются упоминая о том, что огонь зажигали от солнечных лучей. Но есть небольшое «но», майские костры зажигались после заката, так что эта версия не самая правдоподобная.
Есть и вторая версия, по который огонь для костров Белтайна добывали при помощи трения. А все остальные способы считались «нечистыми».
Жертвоприношения
Жертвоприношения — неотъемлемая часть многих древних праздников, а их цели в общем и целом, схожи. Если говорить о Белтайне, то цели его жертвоприношений были следующими:
-
увеличение плодородия;
-
защита от злых сил;
-
поддержание мироустройства.
Что касается огненных жертв в весенний день, то они были двух типов — кровавые и бескровные.
Кровавые жертвоприношения
Многих наверняка интересует, чья кровь проливалась в эту праздничную ночь? Неужели людей? Есть мнения, что и их тоже, в раннюю эпоху. В «Записках о галльской войне» говорится, что некоторых преступников сжигали живьем внутри плетеного из веток чучела. Но не говорится, что это делалось именно в праздник Белтайн. А вот Тацит утверждает, что плетеное чучело, наполненное людьми сжигали именно в эту майскую ночь.
Но даже если такое и практиковалось, то не повсеместно, а вот обычай приносить в жертву животных, практиковался весьма широко.
Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю.
До наших дней дошли свидетельства о весеннем сжигании овцы живьем. По другим источникам, жертв, все-таки, сначала обезглавливали (обычай Tamnadh, от tamnaid, «обезглавливать»). Впрочем, могло быть и так и так.
Бескровные жертвы
Согласно древнему ритуалу, на Белтайн необходимо было выпечь, так называемый, первомайский пирог. От и до — эта еда ритуальная:
-
тесто для него замешивали без использования посуды;
-
пекли на огне, положив тесто на камень;
-
готовый хлеб нельзя было класть в посуду или на стол, он обязательно должен был оставаться на руках.
Все дело в том, что во время выпечки, эта еда впитывала в себя священную силу огня, а любой искусственный предмет, такой как посуда, мог оттянуть эту силу. Но и это еще не все, часть этого пирога использовалась в жеребьевке (один из его кусочков был с золой). Об этом ниже.
Эта гуманная и интересная традиция позднего периода, когда уже ни о каких кровавых человеческих жертвоприношениях и речи быть не могло. То есть, людская кровь не лилась, но «жертва» все же была, и определял ее жребий среди неженатых. Тот кому он выпадал, становился «избранным» (в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой) прыгал через костер семь раз (некоторые источники говорят, что прыгнуть надо было трижды, или не прыгнуть, а перекатиться) и, как бы, умирал в глазах всей общины. С «жертвой» никто не разговаривал целый год.
Но обычно, когда мы говорим о бескровных жертвоприношениях, то подразумеваем, что-то более или менее съедобное. Например хлеб или лепешки, но это еще не все. Так же в жертву приносили ритуальное зерно, зимние обереги и так далее.
Культ солнца
Вообще, ни разу не новость, что древние обожествляли солнце и жили в единении с природой. Я от статьи к статье возвращаюсь к этой теме. И вот, как раз, встреча рассвета в Белтайн — это часть солнечного культа кельтов. До наших дней дошло огромное количество топонимов, связанных с этой традицией: «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца» и так далее.
Этот обычай сохранился и по сей день, но, конечно, немного видоизменился. Раньше люди приветствовали бога солнца плясками, пением гимнов, кострами и жертвоприношениями. Даже венок с подвешенными к нему шарами (символами Солнца и Луны), который принято надевать на голову — тоже своеобразная форма приветствия.
Всеобщим обычаем, сохранившимся до наших дней, является отголосок обряда встречи восхода солнца. В древности люди встречали Солнечного Бога кострами, плясками, пением гимнов и жертвоприношениями. Разнообразные рожки и трубы сопровождали восход солнца. Солнечную символику мы видим в ирландском обычае надевать на головы венки с подвешенными к ним двумя шарами, символизирующими солнце и луну.
«Искусный во многих ремеслах, Луг, Великолепен лик его, подобный Солнцу. Быстро, как ветер весны, он правит лошадьми Мананнана. Чем, кроме как Солнце, это может быть? - Это Сияние Длиннорукого Луга!»
Сейчас празднование Белтайна не несет в себе столько ритуальности (если вы не последователь Викки), это обычные гуляния молодежи, сопровождаемые теми же песнями, плясками и кострами.
Прочие традиции
Как уже говорилось выше, обрядов и ритуалов, проводимых в майскую ночь множество. Подробно о каждом поговорить не удастся, и даже перечислить их все, вряд ли получится в одно статье. Но я попробую, итак:
-
Белтайн — магическое время, в которое значительно увеличивается целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Практически все растения в этот праздник несут в себе силу плодородия.
-
Боярышник было не принято рвать, ни в коем случая, иначе быть беде (или потере любви). Однако, не во всех регионах, кое-где, именно им украшали жилище.
-
Пороги и подоконники посыпали лепестками и листьями примулы. Также их вешали над дверью, под крышей, раскладывали на дорожке, ведущей к дому и вокруг колодцев. Это делалось для защиты от темных сил.
-
Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считается благотворной, по ней ходили босиком и использовали для умывания. Девушки считали, что такое умывание дарует красоту и здоровье. По первомайской росе прогоняли скот, чтобы защитить его от болезней.
-
Еще один важный ритуал Белтайна — коронование Майских короля или королевы. Вообще, в некоторых источниках говорят о короновании только королевы, но Белтайн — это еще и празднование священного бракосочетания, а значит, королеве без короля никак.
-
Не стоит забывать и про Майский шест, или же Майское дерево, которое очень часто сооружают в этот праздник.
-
Люди дарят друг другу цветы, как символ плодородия, и стараются принести в дом ветвь с распускающимися листочками.
-
Белтайн — это еще и пастушеский праздник, в эти праздничные дни пастухи выгоняли скот на пастбища и проводили защитные ритуалы. Для одного из них пекли для себя специальные овсяные лепешки, круглой или треугольной формы. Кусочки таких лепешек пастух обязательно бросал через плечо в качестве жертвы диким животным, приговаривая:
-
Так же, при помощи таких лепешек гадали, их запускали с горки и смотрели, что получится.
-
В старой Ирландии люди верили, что в промежуток между закатом кануна Майского Дня и восходом солнца следующего дня «добрый народец» и разные духи меняют место своего обитания. И их легко можно было встретить.
-
Магия в это время года наиболее могущественна, кое-кто даже считает, что намного могущественнее, чем в Хэллоуин. Возможно именно поэтому вокруг Белтайна собралось столько суеверий и легенд и именно поэтому некоторые эту ночь не любят и даже бояться.
«Брат волк, вот тебе мой хлеб – не тронь моих овец, брат лис, вот тебе мой хлеб, не тронь моих козлят… брат ворон…»
Подытожим
В общем и целом, Белтайн — веселый, светлый праздник, несущий в себе благие посылы. Его любят многие, да и как не любить?! Весенняя ароматная ночь, игривые костры, песни и танцы и встреча солнца. Главное без фанатизма ко всему подходить.
Еще раз напомню, в 2018 году (и во все последующие), Белтайн будут отмечать в ночь с 30 на 1 мая, плюс весь первомайский день, до заката.
На этом, пожалуй, все на сегодня, но об остальном, что касается этого древнего кельтского праздника Колеса года, мы поговорим в цикле статей. Можете подписаться на обновления сайта, а то еще пропустите =)
До встречи, друзья!