Кельтские праздники Колеса года: дни силы у людей древности и последователей викки
Язычество - это Поэзия...
Здравствуйте, друзья!
Вы, конечно, слышали про места силы. А про дни силы? Почему я все это собрала почти в одно предложение, и причем тут Колесо года? Да и кто такие, в конце концов, последователи викки?
Ну, с последними просто. Викка — это неоязыческая религия запада, основанная на почитании природы. Считается, что возникла она в начале 20-го века, но своими корнями уходит далеко вглубь веков. Одной из особенностей викки является празднование восьми праздников Колеса года. На Википедии есть большая статья о ней, можете там подробнее почитать.
А я не стану углубляться в эту религию, меня интересует исключительно языческое Колесо года. Дело в том, что я все чаще и чаще к нему возвращаюсь: у меня было уже две статьи, про два праздника Колеса Года. Скоро февраль, запланирована третья статья. Так вышло случайно, но раз уж я иду по порядку, от одного праздника к другому, то стоит все-таки рассказать о том, что их объединяет.
Что такое Колесо года?
А объединяет их кельтское Колесо года. Но что это?
Люди древности представляли цикличность природы, смену погодных сезонов, как этапы жизни человека: рождение, взросление, старение, смерть, перерождение. Не только кельты, славяне тоже. Языческое Колесо года — это, своего рода, визуализация цикличности природы, где праздниками отмечены точки перехода из сезона в сезон.
В викканской традиции Колесо года — это цикл колдовских праздников.
Состоит оно из восьми праздников: четырех больших (большие огненные шабаши или Великие саббаты) и четырех малых. Четыре праздника завязаны на четырех значимых для язычников астрономических явлениях — равноденствиях (весеннем и осеннем) и солнцестояниях (зимним и летним).
Все восемь праздников очень и очень древние, они дошли до наших дней, естественно, не полностью, не в истинном виде. Что-то потерялось в веках, что-то изменилось.
И если вы думаете, что только современные язычники и эзотерики их отмечают, то глубоко заблуждаетесь. Часть из кельтских праздников, которые входят в Колесо года, со временем были заменены на христианские или светские. Например, всем известный Хеллоуин.
Был канун праздника Юлтайд, и хотя теперь его называют Рождеством, все в глубине души знают, что он старше Вифлеема и Вавилона, старше Мемфиса и вообще человечества…
Праздники Колеса года
У наших предков славян было свое Годовое колесо, оно называлось Коло Сварога, суть та же, но разница есть. О славянских праздниках, мы поговорим в другой статье, а сегодня на повестке дня кельты.
У древних кельтов, не было привычных нам времен года: они делили год на четыре части, которые соответствовали какому-то времени года. Специальных названий тоже не было, кельтские «времена года» назывались по праздникам Годового колеса.
Кельтские праздники
-
Йоль (Yule) - зимнее солнцестояние, 21-22 декабря
-
Имболк (Imbolc) - 1-2 февраля
-
Остара (Ostara) - весеннее равноденствие, 21-22 марта
-
Белтайн (Bealtaine) - ночь с 30 апреля на 1 мая
-
Лита (Litha) - летнее солнцестояние, 21-22 июня
-
Ламмас/Лугнасад (Lughnasadh) - 1-2 августа
-
Мабон (Mabon) - осеннее равноденствие, 21-22 сентября
-
Самайн (Samhain) - ночь с 31 октября на 1 ноября
Из этих восьми, было четыре главных праздника: Имболк, Белтайн, Лугнасад, Самайн. И хотя, у этих праздников была привязка к определенным датам, дни их торжества все же больше ориентировались на какие-либо природные события. Так, Белтайн праздновали, когда отцветал боярышник. Это еще раз показывает нам сильную связь человека и природы.
Начало праздника всегда выпадало на вечер. Ночь для кельтов была, скажем так, важнее дня. То есть, отчет нового дня вели не с утра, как сейчас делаем мы, а с вечера.
Йоль (Yule). В дни этого праздника все приветствовали Новое солнце, которое восстало из мрака. Большая статья об этом празднике находится тут: Языческий праздник Йоль - ритуалы и история: как отмечали праздник зимнего солнцестояния северные народы.
Имболк (Imbolc) - Возвращение Света. Это, по сути, конец зимы. Традиционно в этот праздники проводили ритуалы, направленные на благополучие. Статья о празднике: Имболк (Imbolc) - праздник Огней и факелов: как праздновать Имболк.
Остара (Ostara). День весеннего равноденствия — день истинного начала весны. Про Остару есть отдельная статья: Древний праздник Остара — гимн свободе и жизни: весеннее равноденствие у кельтов.
Белтайн (Bealtaine). День, когда приоткрывались двери другого мира. Белтайн — середина между весенним равноденствием и летним солнцестоянием, знаменовал собой — приход лета. В этот день люди просили богов продлить хорошую погоду, чтобы бы было больше урожая. Статья по теме: Белтайн — кельтский праздник: волшебное время начала лета.
Лита (Litha). Летнее солнцестояние — момент, когда мир знатонится зрелым, наполняется энергией и силой. Главное межвременье для друидов.Точка отсчета, с которой Солнце начинает свое движение к «смерти». Статья: Языческий праздник Лита - точка, в которой свершается все!
Лугнасад (Lughnasadh). Праздник в честь кельтского бога Луга — покровителя земледелия и ремесел. Лугнасад всегда сопровождался песнями, плясками и различными игрищами.
Мабон (Mabon). Осеннее равноденствие — время подводить итоги. Также время для сбора последних урожаев.
Самайн (Samhain). Праздник тесно связан с темой смерти и почитания предков. Означал окончательное завершение сельскохозяйственных работ. Статья на сайте: Хэллоуин (Halloween) канун Дня Всех Святых история и некоторые факты. Древний кельтский праздник Самайн
Какой праздник заканчивал год? Тут несколько вариантов:
- Например, у северных народов, год заканчивался Йолем.
- А в викканской традиции — Самайном.
Зачем отмечают праздники Колеса года?
Да, все верно. Праздники Колеса года отмечают и в наши дни. А зачем? Ладно люди прошлого, тогда важно было знать, когда начинать те или иные сельскохозяйственные работы, сейчас же мы меньше обращаем на это внимания. Раньше наша связь с природой была сильнее, сейчас все не так. Тогда зачем эти праздники?
Ну, кто-то продолжает чтить связь с природой и в 21-ом веке. Но чаще всего, Дни силы (а именно таковыми считались и продолжают считаться праздники Колеса года) отмечают люди, занимающиеся магическими практиками.
-
Для того, чтобы набраться энергии;
-
Увеличить свои силы;
-
Поставить новые цели;
-
И так далее.
Для многих из нас, кельтские праздники не несут какого-то тайного сакрального смысла, а просто вызывают интерес (и то, далеко не у всех).
На этом, я закончу небольшую заметку. Однако, она будет пополняться ссылками на статьи, в которых традиции и история каждого праздника раскрывается более подробно.
Цикл стихов
Но прежде, чем совсем уйду, я хочу познакомить вас с циклом стихов Екатерины Смирновой «Колесо года». Лично я их отметила, может и вам будет интересно.
Вот теперь точно все. Всего вам доброго, друзья!
Пожалуй, вы правы…
https://pearative.ru/stati/keltskie-prazdniki-kolesa-goda/
Ведь Европейская Сарматия на старых картах лежала до Урала. Посмотрите на орнаменты белорусов, меря, эрзя, мари, — кельтская символика в полной красе. А праздники? А женский костюм с неимоверным количеством металлических бус и бляшек, — это же стилизованные кольчуги. А женские чувашские головные уборы — откровенно военные шлемы))) А длина юбок явно указывает на очень активный образ жизни.
А западнее Европейской Сарматии находилась Германо-Сарматия. Учитывая, что на территории этого самого региона (в районе Западной Двины) указано государство венедов (историческая Русь — больше ничего не было), то выходит, что Русь — это германцы и есть… Полная чушь, если считать, что германцы — это народ Германии…
А вот если допустить, что «германцы» — это (как христиане, мусульмане, буддисты и т.д.) лишь последователи религии Ера (за исповедование которой «ер-етиков» отправляли в Европе на костры, а саму её называли «Ер-есь»), тогда появление славянского П-Ер-уна и Яри-лы объясняется просто — особенностями произношения, как и в случае И-ЕРи-хона, И-Ер-рус-алима и других. Это сейчас религия неизвестна, а некогда была явно весьма популярна, если нынешние германцы до сих пор друг к другу обращаются «г/Ер»))).
Вот и получается, что сарматы, с одной стороны, последователи Ера — германцы, с другой стороны, сложили тех, кого мы сейчас гордо именуем славянами...))
Про такие праздники узнал впервые, хотя много читал про кельтов. Спасибо за статью!
priytblogera.net.ru/
Наверное, я не совсем прав, но так сложилось, что в саквояже моих увлечений просто не хватило им места. Все мы разные.
Но, тем не менее, с материалом данной статьи сейчас познакомился с удовольствием. Интересно почитать о праздниках разных народов.
И да, стихи очаровательные. :)
Отдельно о стихотворении «Йоль».
В Вышгороде, северном пригороде Киева, в последнее воскресенье декабря уже 6 лет кряду проводится международный легкоатлетический полумарафон (забег на 21,1 км) «Йоль». Наверное, его организаторы хорошо знакомы с этим зимним праздником. ;)
http://svital.com
http://www.alextitanov.ru/
alexpilot777.ru
Стихи тоже понравились. Некоторые правда тяжеловаты. А другие читаются и воспринимаются легко.
Купил банку сгущенки. В субботу напек себе блинов. И быстренько все умял. Как в детстве побывал. :)